Краскопульты: воздушное или безвоздушное распыление?

25.05.2016

С тех пор как рынок краскораспылителей стал наполняться десятками и сотнями новых моделей, отличающихся разными принципами и результатами окрашивания, потребители задались вполне логичным вопросом – что же им покупать. Действительно, учитывая тот факт, что современные окрасочные пистолеты могут распылять краску несколькими способами – воздушным, безвоздушным, комбинированным и даже с применением свойств электрических полей – довольно сложно понять, какой агрегат предпочесть для своих нужд?

Так как большую часть краскопультов составляют агрегаты, работающие по системе воздушного и безвоздушного распыления, то эти системы и следует рассмотреть прежде всего.

ВОЗДУШНЫЙ СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ (иначе называемый пневматическим) представляет собой процесс, при котором жидкая краска дробится на мельчайшие частицы под действием сжатого воздуха, после чего полученная взвесь выбрасывается в виде направленного окрасочного факела и, ударяясь о поверхность, сливается в пленку-покрытие. Метод этот весьма распространен в силу того что слой краски получается ровным и однородным на поверхностях любого рельефа. Даже применение капризных быстросохнущих нитролаков и нитроэмалей с помощью пневматического краскопульта дает качественное гладкое нанесение.

Однако у пневматического метода (вернее, у его стандартной конвенциональной версии) имеется существенный недостаток – образование окрасочного тумана при распылении факела. При этом значительный процент ЛКМ (в виде самых мелких, не достигающих поверхности, частиц) не просто улетает впустую, а загрязняет воздух и вредит экологии и здоровью рабочих. Именно этот недостаток требует оборудования цехов недешевыми покрасочными камерами.

Для предотвращения или снижения негативных свойств воздушного способа распыления уже придуманы и разработаны новые технологии:

  • НА (High Atomisation или TransTech), при которой снижается давление и увеличивается объем «рабочего» воздуха, при сохранении высокой скорости переноса краски и ее экономии

  • HVLP (High Volume-Low Pressure), при которой давление становится еще меньше, воздушный запас еще больше, но скорость выбрасываемой краски замедляется, что обеспечивает ее плавный перенос на поверхность с минимальными потерями на окрасочный туман.

Таким образом, приобретая краскопульты, работающие по принципу воздушного или пневматического распыления, нужно помнить о выборе:

  • быстрота и качество покраски + работа с разными материалами + потери ЛКМ,

или

  • качество с меньшей скоростью + работа с выборочными материалами + минимум потерь ЛКМ

Если воздушный метод не подходит, можно применить безвоздушный.

БЕЗВОЗДУШНОЕ НАНЕСЕНИЕ (в международной терминологии AIRLESS) характеризуется тем, что поступающая в распылитель жидкая краска разбивается на частицы, но не с помощью сжатого воздуха (как при воздушном методе), а проходя через сопло под высоким давлением (до 500 бар) и с большой скоростью. В отличие от воздушного метода, при котором окрасочный факел оказывается заполненным однородной мелкодисперсной взвесью, безвоздушный факел состоит из капель разного размера, а соответственно, массы и скорости, что мешает получению идеально ровного красящего слоя на поверхности. К минусам метода также можно отнести и то, что при установке определенного сопла в процессе покраски уже невозможно изменить размер и форму окрасочного факела. Пожалуй, на этом минусы заканчиваются и начинаются плюсы.

Гидравлическое давление, воздействующее на струю краски, столь велико, что способно измельчать и распылять ЛКМ высокой степени вязкости. Это означает, что при безвоздушном методе распыления не обязательно применять растворители для разжижения краски или лака, что поможет сэкономить на материалах. Кроме того, AIRLESS распыление предварительно нагретого ЛКМ даст устойчивый результат окрашивания при минимуме нанесенных слоев.

Высокая скорость распыления краски безвоздушным способом тоже является значительным преимуществом метода – в короткие сроки можно покрывать поверхности большой площади. Именно поэтому «безвоздушка» особенно часто используется при фасадных отделочных работах, при покраске объемных площадей в самолето- и судостроении, при распылении огнезащитных материалов, при нанесении антикоррозионной защиты на металлические поверхности и т.п.

Одним из важных достоинств метода является соблюдение двух Э – экономии и экологичности. Экономия происходит не только за счет растворителей, но и за счет основного материала, расход которого при AIRLESS распылении значительно снижен. Кроме того, безвоздушный метод распыления практически исключает возникновение окрасочного тумана, неизбежного при воздушно-пневматическом методе и являющегося серьезной причиной потери ЛКМ. Отсутствие в воздухе вредных взвесей краски и, соответственно, угрозы для здоровья персонала, делает способ чистым и экологичным. Разумеется, снижаются затраты на мощные вентиляционные системы и покрасочные камеры.

Точное понимание поставленной задачи поможет выбрать правильный краскопульт и убережет от разочарований.

Нам доверяют